ЭКОсад для всех

Развитие топиарного искусства

история топиарного искусства

Топиарное искусство представляет собой процесс изменения естественной формы растений, придания им фантастических или геометрических форм посредством стрижки или формовки. Топиарное искусство является неотъемлемым элементом ландшафтного дизайна. Пробежимся немного по истории возникновения топиарного искусства.

Зарождение и развитие топиарного искусства

Свое развитие топиарное искусство получило в Древнем Риме, где появились мастера, владеющие данной техникой. Таких мастеров называли «топиарии». Считалось, что используя топиар в своих садах, можно подчеркнуть свою власть и богатство.

В период средневековья интерес к топиарному искусству исчез, но в период итальянского возрождения он возобновился с новой силой. Своего максимального расцвета топиарное искусство достигло в эпоху барокко. Сформировался французский парковый стиль, для которого характерны сложные композиции.

Кроме того, известно, что в Китае процесс формирования кроны деревьев был превращен в искусство 2000 лет назад. Топиарное искусство было перенято японцами и получило последующее развитие. Деятельность японских мастеров сконцентрировалась на создании миниатюрных деревьев.

В России свое распространение топиарное искусство получило при Петре I. Немного позднее появился особый вид техники, «новый топиарий», при которой для стрижки используют металлический каркас.

Статья в тему: 10 знаменитых и красивых топиарных садов

Философия топиарного искусства в Японии

Примечательно, что в отличие от европейских традиций, где мастера работают непосредственно с выросшим деревом, в восточных традициях принято формировать нужную крону уже с момента появления ростка.

Выращивание миниатюрных деревьев – это японская философия, в основе которой лежат 8 композиций:

  1. Тёкан – крона дерева формируется вокруг единственного и прямого ствола.
  2. Сякан – рост дерева организуется под углом к земле. Такие деревья зачастую используют возле водоемов.
  3. Сокан – начиная от земли, ствол раздваивается на два ствола, которые могут образовывать одну крону.
  4. Кэнгай – деревце растет таким образом, что вершина направлена вниз, ниже основания ствола.
  5. Котобуки – очертания дерева, а именно его ветви, образуют иероглиф счастья. Такое дерево высаживают в качестве оберега.
  6. Монкабури – нижняя ветвь дерева располагается горизонтально над землей. Само же дерево высаживают на входе в сад.
  7. Киотская форма – дерево, растущее на пеньке криптомерии.
  8. Моёги – ствол дерева извивается подобно змее.

В топиарном искусстве в Японии сформировались две техники: «бонсаи» и «ниваки». Суть данного вида искусства в том, чтобы продемонстрировать совершенство взрослого дерева в миниатюре. В отличие от бонсаи дерево в соответствии с ниваки – высаживается и растет на открытом пространстве, а не в специальном контейнере.

Топиарное искусство в современном мире

Специалистами ландшафтного дизайна в сфере топиарного искусства были сформулированы некоторые принципы. Например, объектом работы должно быть растение не младше 5 лет, кроме того, в условиях российского климата нежелательно создавать вертикальные стены в живых изгородях, так как солнечный свет не будет попадать на нижние ярусы. Для создания топиаров используют такие неприхотливые растения, как ель, западная туя, тис, бирючина.

Выдающиеся произведения топиарного искусства сконцентрированы в специальных парках топиарного искусства.

В России единственный в своем роде парк топиарного искусства располагается в Республике Хакасия в городе Абакан и представляет собой одну из главных достопримечательностей города.

Конечно, история топиарного искусства в каждой стране имеет свои особенности, и в современном мире многие формы и традиции сильно изменены, однако кустарниковые скульптуры всегда будут в тренде.

Exit mobile version